НАСА — Космическая транспортная система

Создание шаттлов, которые могли бы регулярно летать в космос, стало основной целью НАСА в 1970-х и 1980-х годах. К 1985 году было создано четыре таких аппарата. Первым с Земли 12 апреля 1981 г. взлетел паром « Колумбия» .

Самым важным преимуществом, полученным в результате реализации программы шаттлов, было значительное снижение затрат на запуск полезных нагрузок в космос (по сравнению с одноразовыми ракетами, используемыми для этой цели). Однако в действительности достичь этой цели не удалось. Как и в случае с программой Apollo, программа STS была обременена большими накладными расходами (такими как необходимость постоянно поддерживать обширный наземный персонал), что первоначально снизило ее конкурентоспособность. Катастрофа парома «Челленджер» в 1986 году показала, что космический шаттл недостаточно зрел, чтобы выполнять весь спектр запланированных для него миссий, а поддержание текущей частоты взлетов не гарантирует необходимый минимум безопасности . Ограничения, введенные после катастрофы, вынудили НАСА прекратить эксплуатацию паромов в коммерческих целях и привели к отмене запланированного запуска ВВС США с базы Ванденберг. Таким образом, от первоначальной концепции НАСА об использовании СТС в качестве универсального транспортного средства в конечном итоге отказались.

Тем не менее, шаттлы использовались во многих крупных и логистически сложных проектах, таких как запуск космического телескопа Хаббл (HST). HST был построен с относительно небольшими инвестициями (менее 2 миллиардов долларов), но с тех пор, как он начал работать в 1990 году, он радовал как ученых, так и общественность своими фотографиями. Некоторые фотографии с телескопов, такие как Hubble Deep Field , стали почти легендарными. Телескоп Хаббл — это совместный проект НАСА и Европейского космического агентства (ЕКА), и его успех проложил путь к более тесному сотрудничеству между двумя агентствами.

В 1995 году возобновилось российско-американское сотрудничество в области освоения космоса, в результате чего была создана программа « Шаттл-Мир» , которая включала полеты шаттлов к орбитальной станции « Мир» . Это сотрудничество продолжается и по сей день, Россия и США являются основными партнерами в строительстве крупнейшей космической станции в истории — МКС (это строительство стало основной причиной продолжения технического обслуживания флота шаттлов ).
Катастрофа в Колумбии в 2003 году, в результате которой погиб весь экипаж из семи человек (шесть американцев и один израильтянин), привела к прекращению полетов шаттлов на 29 месяцев и к углубленному анализу предыдущих приоритетов НАСА. Правительственная администрация, исследовательское сообщество и широкая общественность обсуждают будущее программы космических полетов.
Занимается этим и Украинское конструкторское бюро «Южное» — про КБ Южное.
про КБ Южное

14 января 2004 года Джордж Буш объявил в своей речи о новом видении освоения космоса. По его предположениям, шаттлы должны были возобновить полеты в кратчайшие сроки, но не позднее конца 2010 года они должны были быть списаны. Их должны были заменить пилотируемые машины новой конструкции, летавшие до 2014 года.

Первый полет шаттла после перерыва состоялся в 2005 году (миссия STS-114 ). Это был полный успех, и миссии по регулярной программе возобновились.

Однако первоначальная дата вывода системы СТС из эксплуатации оказалась нереальной. В 2008 г. Палата представителей США утвердила бюджет для дополнительной программной миссии ( STS-134 ), необходимой для установки спектрометра AMS на МКС. Это означало продление полетов на пароме до 2011 года.